Позвоните нам:
8 (985)-458-03-47
E-mail:
vibris@online.ru

 

ВИБРИС-ММ

водительские сидения

В чем приемущества?

• ЭФФЕКТИВНАЯ настройка под антропометрические характеристики конкретного человека, создавая конфорт на рабочем месте, снижает утомляемость водителя и полностью исключает развитие профзаболева ний - заболевание опорно-двигательного аппарата

• СНИЖЕНИЕ случаев пропуска рабочих дней по болезни снижает выплаты по больничным листам, экономит средства страховой медицины.






Copyright © Вибрис-ММ, 2009

Разработка сайтов: drug2.ru
 

Статьи

Бобров Б. Ф., Соловьев В.С.

Комфорт водителя - основа высокой производительности и залог здоровья.

Любой проспект строительно-дорожной техники или грузовых автомобилей, изданный в середине прошлого века, изобилует техническими данными, относящимися к машине. А вот об условиях работы оператора, о его рабочем месте вы вряд ли найдете подробную информацию. Однако управляет машиной человек, и именно он должен реализовать все технические возможности. Именно с этих позиций готовят современных специалистов, уделяя значительное внимание комфорту и эргономичности рабочего места оператора.
Чему учат наших студентов базовые учебные пособия? А они поясняют, что конструкция кабины и ее расположение, устройство водительского сидения и органов управления должны обеспечивать оператору возможность наблюдать, не вставая с сиденья, за крюком или другим грузозахватным органом при любом расположении груза. Конструкции кабины и пульта управления оказывают существенное влияние на производительность техники и на работоспособность оператора. Должна быть предусмотрена возможность регулирования положения сидения по высоте и в горизонтальной плоскости для удобства работы и обслуживания аппаратов управления. При необходимости сидение оператора с пультом управления или кабины в целом могут выполняться поворотными.
Данная статья рассматривает один из важнейших элементов кабины - водительское кресло. Как и другие узлы, связанные с работой оператора, оно должно быть устроено и размещено так, чтобы можно было сидя управлять аппаратом и вести наблюдение за грузом. Непродуманное размещение, неудобная конструкция кресла неизбежно приводят к падению производительности труда и к недовольству персонала.
Зарубежные производители уже давно осознали важность данной детали кабины и уделяют ей значительное внимание. В качестве примера процитируем отрывок из рекламы дорожных тягачей Iveco Stralis:
"Рабочее место проектировалось таким образом, чтобы обеспечить идеальную посадку любого водителя. Сиденье устанавливается на пневматической подвеске и регулируется по продольному положению, высоте и углу наклона. Сиденье обито велюром и имеет целый ряд регулировок глубины посадки и поддержки поясничной области. Кроме этого, сиденье оборудовано системой подогрева, подголовником и ремнем безопасности. Для облегчения высадки водителя из автомобиля можно выпускать воздух из пневмоподвески".
А вот пример из нашей практики - комбинированная машина на базе серийных колесных тракторов. У такой машины впереди установлен нож бульдозера, а сзади - стрела с ковшом экскаватора. Из соображений экономии на таких машинах до сих пор чаще всего используется штатное "тракторное" сиденье. Поэтому водитель, работая стрелой, вынужден сидеть в пол-оборота. На какую производительность можно рассчитывать в этом случае? В Европе поворотное сиденье для аналогичной машины уже давно стало стандартом отрасли.
Что заставляет производителей техники в промышленно-развитых странах вкладывать средства, и немалые, в разработку новых, более совершенных моделей сидений для водителей (операторов) строительно-дорожной техники? Ответ на этот вопрос один: раскрыть весь потенциал машины, обеспечить максимум производительности может только водитель, работающий в комфортных условиях. Широко известно, что водители грузового автотранспорта, а в еще большей степени операторы строительно-дорожной техники, страдают от заболеваний спины (см. рис ).
Профилактика профессиональных заболеваний необходима и в социально-психологическом, и в материальном плане. Уже одни только издержки, связанные с пропуском рабочих дней и лечением сотрудников, делают оправданным приобретение ортопедического сиденья для водителя грузового автомобиля.
Если исходить из принципа, что человек - оператор - главное звено машины, то в первую очередь требуется обеспечить ему на рабочем месте удобные (комфортабельные) условия. В Большой Советской энциклопедии комфорт определен как совокупность бытовых удобств: благоустроенность и уют жилищ, общественных учреждений, средств сообщения и пр.
Комфорт для водителя-оператора зачастую рассматривается поверхностно. Мы предлагаем собственную классификацию качеств, обеспечивающих комфорт на рабочем месте оператора грузоподъемного оборудования. Рабочее место (РМ) предназначено для выполнения производственных операций. РМ должно обеспечивать наличие следующих факторов:
- высокая производительности труда человека;
- безопасность работника во время работы;
- сохранение здоровья работника;
- кратковременный отдых работника;
- удовлетворение работой.
Далее, комфорт может быть выражен в количественных показателях. Попытаться ввести количественное определение комфорта на рабочем месте - одна из главных задач настоящей статьи.
Понятие комфорта можно определить из общих соображений безотносительно РМ и специальных условий работы РМ.
Итак, мы уже упоминали, что комфорт можно рассматривать с разных точек зрения. Для этой статьи выделим следующие его аспекты:
1. Личностный.
2. Технический.
3. Медицинский.
4. Психологический.
5. Экономический.
6. Маркетинговый.
7. Социальный.
8. Политический.
9. Правовой.
С другой стороны, комфорт как интегральное понятие состоит из отдельных свойств рабочего места. В перечень свойств и объектов рабочего места, предопределяющих комфорт, входят:
1. Температура воздуха.
2. Состав воздуха.
3. Обстановка кабины.
4. Шум.
5. Вибрации.
6. Технические параметры удобства рабочего места.
Кроме того, все эти точки зрения находятся под субъективным влиянием "сторон процесса" - изготовителя продукции, потребителя, независимого эксперта. Сложность в измерении комфорта и в том, что он состоит из двух частей - субъективного восприятия человека и объективных параметров. Оценка комфортабельности сидений может быть произведена следующими методами:
1. Субъективная словесная оценка (в рекламе только указывается, что продукт комфортный, как правило, без раскрытия этого понятия)
2. Описание отдельных свойств товара (качественно и количественно)
3. Субъективная оценка на основе свойств
4. Интегральная оценка на базе математической модели в некоторой шкале
Если оценку комфорта производится по п.п. 1-3, то на её оценку сильно влияет принадлежность эксперта к виду субъекта рынка. При этом возможны следующие взгляды.
Взгляд изготовителя. Для отечественного изготовителя понятие комфортности предопределено личными взглядами, вкусами конструктора и требованием минимизировать дополнительные затраты. Изготовитель на первое место выдвигает технические параметры машины - мощность двигателя, скорость, плавность, грузоподъемность и т.д. Как показывает наш опыт общения с изготовителями, все конструкторы стремятся сделать машину более дешевой. Давно очевидно, что в погоне за дешевизной наши производители забывают о конкурентоспособности товара.
Взгляд покупателя. При выборе товара покупатель выбирает для себя товар с наивысшей для себя ценностью. Под потребительской ценностью понимается мнение потребителя о способности товара удовлетворять его потребности. Что является ценностью для покупателя - зависит от видов покупателя машины: посредник, руководитель государственного учреждения, руководитель частного учреждения, оператор машины. У покупателя машины четыре класса критериев выбора машины: технические свойства, эксплуатационные характеристики, стоимость, личные выгоды.
Рассмотрим один из элементов обеспечения комфорта на рабочем месте для позы сидя. Современные исследования по эргономике предлагают ряд параметров, которые должны обеспечиваться конструкцией сиденья. На основе этих параметров и на примере сиденья фирмы Grammer (Германия) введем интегральную количественную оценку комфорта, показанную в таблице 1.

Таблица 1

№№ Перечень свойств Градации Число баллов Примечание
1 Защита водителя от ударов и вибрации (здоровье водителя) 1 класс - оптимальные условия труда; 2 класс - допустимые условия труда; 3 класс - вредные условия труда: " стойкие функциональные нарушения " появление признаков профессиональной патологии; " профессиональная патология в легких формах, " высокие уровни заболеваемости 4-й класс создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм заболеваний. 10 6 0 -4 -8 -10 - 20 Руководство Р 2.2.013-94 "Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса". Эти сидения нам неизвестны

2. Регулировка удобного положения тела Нет По весу Подголовник Профиль спинки Профиль подушки 0 2 1 2 2 3. Создание удобства для рук Без подлокотника Подлокотник Подлокотник с регулировками 0 1 2 4. Создание удобства для ног с учетом индивидуальных антропологических параметров водителя Без регулировок Регулировка по высоте Регулировка по длине Повороты по углу 0 1 1 1 5. Защита водителя при аварии (ремни безопасности и безопасная конструкция сиденья) Нет Ремни 2-х точечные Ремни 3-х точечные 1 2 3 6. Время на настройки параметров сиденья под водителя 1 -2 мин 2-4 5-10 более 10 3 2 1 0 7. Создание удобств для обзора Поворотное сиденье Без поворотов 2 0 8. Совмещение органов управления машиной с конструкцией кресла Есть Нет 2 0 9. Защита водителя от потоотделения (конструкция подушки, спинки и ткань) Нет Специальная ткань Ткань и вентиляция 0 1 2 10. Подогрев сидения Нет Есть 0 1 Для условий Севера - 3 балла 11. Оптимальная форма подушки Нет Да 0 1 12. Выделения вредных веществ Есть Нет -1 1 13. Система управления сиденьем Механическая, неудобная Механическая, удобная Пневматическая Электронная 0 1 2 3 14. Экспертное мнение о комфортности водителя после его испытаний Плохое Нормальное Отличное 0 1 3 Эксперт - водитель, профессионал или расчетчик 15. Красивый внешний вид (дизайн) Не красивый Нормальный Красивый 0 1 2 Оценивает эксперт Приведенная таблица может быть использована как основа для создания стандарта для оценки комфорта в кабине и полной оценки качества сиденья с учетом его комфортности, долговечности и стоимости. Мы установили баллы, исходя из главной цели - сохранения здоровья водителя. Оценка комфортабельности сиденья в баллах рассчитывается как сумма оценок по каждому из двенадцати приведенных в таблице оценочных признаков. При этом по каждому из признаков в расчет принимается только одно значение. По пунктам 2 и 4 баллы для всех свойств суммируются по всем признакам. Чем больше сумма баллов, тем комфортнее сиденье. Введение субъективного мнения водителя позволит более объективно оценивать комфорт. Водители могут по-разному оценивать одно и тоже сиденье. Просто оно не соответствует запросам данного конкретного человека. Подвески с электронным управлением позволяют настроить сидение и в значительной степени разрешить это противоречие. Но такая подвеска, естественно, значительно дороже, сложнее и менее надежна. При сравнении сидений по критерию комфортности следует сравнивать сиденья, предназначенные для одного класса машин. В таблице 2 приведены данные по комфортности для сидений Grammer. В качестве примера взяты сиденья для вилочных погрузчиков MSG-20 (рис.1) и для экскаваторов Actimo-M (рис.2). Оценивались сидения с механической, а не пневматической подвеской. Значения показателей, не используемых для указанных классов машин, в таблицах не приводятся. Таблица 2 №№ Свойства MSG-20 ("Grammer"), Actimo-M ("Grammer") 1 Защита водителя от ударов и вибрации (здоровье водителя) 10 10 2 Регулировка удобного положения тела 2 2 2 2 3 Создание удобства для рук 1 2 4 Создание удобства для ног для индивидуальных антропологических параметров водителя - 1 1 5 Защита водителя при аварии (ремни безопасности и безопасная конструкция сиденья) 2 2 6 Время на настройки параметров сиденья 3 3 9 Защита водителя от потоотделения (конструкция подушки, спинки и ткань) 1 2 Совмещение органов управления машиной с конструкцией кресла - 2 11 Оптимальная форма подушки 1 1 12 Система управления сиденьем - 1 Подогрев сидения - 1 ИТОГО 20 32 Недостаток внимания к проблемам комфорта с точки зрения отдельного пользователя привел к качественному разрыву между стандартными для отрасли рабочими местами оператора землеройной и грузоподъемной техники и системами для оснащения рабочего места, которые могут предложить производители. Какое же водительское кресло устраивает покупателя, производителя или посредника? На этот вопрос может ответить только покупатель. Но облегчить ему выбор на рынке - задача настоящей статьи. Кроме этого, использование количественной шкалы комфортности облегчит сертификацию и аттестацию данной продукции. Установка комфортного сиденья на отечественных машинах при незначительных затратах - существенный вклад в повышение конкурентоспособности отечественной продукции.

ВИБРИС-ММ. Водительские сиденья.